Тема 1: ПРЕДМЕТ и ЗАДАЧИ ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА.
Рабочая тетрадь
по дисциплине
ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
___________________________________________________________
«Рекомендовано УМО РАЕ по классическому университетскому и
техническому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлениям подготовки:
44.03.01 – «Педагогическое образование»,
44.03.02 – «Психолого-педагогическое образование»
Протокол № 499 от 17.02.2015 г.
АРЗАМАС
Арзамасский филиал ННГУ
УДК 612,6 (075,8)
ББК 57,3 я73
Р17
Рецензенты:
В.Н.КРЫЛОВ - доктор биологических наук,
профессор Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского
Ю.Г.КУЗМИЧЕВ- доктор медицинских наук,
профессор Нижегородской государственной медицинской академии
Р17 Рабочая тетрадь по дисциплине «Физиология человека» / Сост.
Е.А.Калюжный, С.В.Михайлова, С.И.Волкова;
Арзамасский филиал – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. – 66 с.
ISBN 978-5-9906314-2-7
Учебный материал рабочей тетради направлен на закрепление и углубление знаний студентов по дисциплине «Физиология человека»; активизацию их познавательной деятельности; выработку умений применять знания в ситуациях, моделирующих профессионально-педагогическую. деятельность; формирование навыков самостоятельной работы с учебной и методической литературой.
Рабочая тетрадь включает в себя темы, содержащие контрольные тесты; задания для самостоятельной работы (репродуктивного и продуктивного характера):
а) задания, требующие от студентов воспроизведения информации по памяти;
б) задания, требующие от студентов проявления умственных методических умений;
в) задания, требующие от студентов творческого подхода, связанного с умением применять знания в различных ситуациях, моделирующих практическую деятельность учителя по формированию навыков безопасного типа поведения;
г) задания, содержащие проблемные ситуации с профессиональной направленностью.
Содержание рабочей тетради предусматривает выполнение учебных заданий различной сложности и предполагает разные уровни освоения студентами теоретического и методического материала по формированию навыков безопасного типа поведения.
Рабочая тетрадь предназначена для целенаправленной учебной работы студентов в аудитории (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль знаний), а также для подготовки к зачетам по данной дисциплине (самоконтроль знаний).
УДК 612,6 (075,8)
ББК 57,3 я73
© Калюжный Е.А., 2015
ISBN 978-5-9906314-2-7 © Михайлова С.В., 2015
© Волкова С.И., 2015
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Темы: | Стр. |
Предмет и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Основные периоды развития. | ||
Организм человека как целостная система. | ||
Закономерности роста и развития детского организма | ||
Опорно-двигательный аппарат | ||
Кровь и сердечно-сосудистая система | ||
Строение, функции и гигиена органов дыхания | ||
Строение, функции и гигиена органов пищеварения | ||
Обмен веществ и питание | ||
Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы | ||
Размножение и развитие организма на начальных этапах онтогенеза | ||
Выделительная система | ||
Иммунитет, его механизмы и способы укрепления | ||
Строение и функции основных сенсорных систем | ||
Взаимодействие сенсорных систем | ||
Значение и структурно-функциональная организация нервной системы | ||
Условно-рефлекторный характер и типы высшей нервной деятельности | ||
Функции высшей нервной деятельности | ||
Литература |
Условные обозначения для тестовых заданий:
♣ – соотнесите по 1 ответу из каждой колонки,
ответ должен иметь форму: 1а, 2б, 3г, или 1в,2б, 3а, 4д и т.д.
►– выберите несколько правильных ответов.
● – тест с одним правильным ответом.
♦ – перечислить все ответы в нужной последовательности.
Тема 1: ПРЕДМЕТ и ЗАДАЧИ ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА.
ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ.
Задания:
Вставьте предложенные слова в текст
форма, мозг, природа
Физиология, как наука о функциях организма, раскрывает законы деятельности головного ……….. обосновывает материальную природу сложнейших ……….. приспособления организма к условиям среды, показывает материальную ……… психической деятельности человека.
Тема 2:
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА
Задания:
2.1. Вставьте пропущенные слова в предложение:
_______________является структурной единицей всех живых организмов. Она обладает всеми признаками целостного организма: _______________, _______________, обменивается с окружающей средой веществами и энергией, реагирует на внешние раздражители.
Вставьте пропущенные слова
Эпителиальная ткань состоит_____________________________________
_______________________________________________________________
Соединительная ткань является ___________________________________
_______________________________________________________________
Мышечная ткань состоит ____________________________________________
____________________________________________________________________
Нервная ткань состоит_______________________________________________
____________________________________________________________________
2.5. Перечислите анатомо-физиологические системы, составляющие организм человека: _________________________________________
_________________________________________________________
_____________________________________________________________
_________________________________________________________
2.6. Заполните таблицу:
Система органов | Строение | Функции |
Сердечно-сосудистая система | ||
Система дыхания | ||
Выделительная система | ||
Пищеварительная система |
2.7. Назовите что изображено на рисунке, его предназначение и укажите составляющие части:
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
2.8. Дайте определения:
Гуморальная регуляция - ___________________________________________
Нервная регуляция - _________________________________________________
2.9. Вставьте пропущенные слова в предложения:
Все органы, системы и аппараты органов связаны между собой анатомически и функционально в единое целое — _____________, главная функция которого — ___________. Сложная система человеческого организма обладает способностью ___________________ свое существование. Саморегуляция человеческого организма направлена на _______________________________,
_____________________________________________обеспечивающего __________________________________ процессов жизнедеятельности, и на ________________ организма к условиям внешней среды, обеспечивающую ________________________ как индивидуума и как биологического вида. ____________________________________ действуют на всех уровнях организации целостного организма. Организм является ________________ составляющих его органов, тканей и клеток, и от их оптимального функционирования зависит оптимальное функционирование организма как целого. В то же время ________________________ _____________________ создают наиболее _____________________________ для жизнедеятельности отдельных структур.
2.10. Ответьте на тестовые задания (условные обозначения см. стр. 3):
1. | 3. | 5. | 7. |
2. | 4. | 6. | 8. |
● 1. Роль барьера между клетками играет:
а) клеточная стенка, б) цитоплазма, в) клеточный центр.
●2. Диффузия воды через мембраны в сторону более низкой концентрации ионов
называется …
а) активный транспорт, б) экзоцитоз, в) осмос.
● 3. ________имеется во всех клетках человеческого организма, за исключением
Эритроцитов.
а) ядро, б) внутренняя мембрана, в) ядрышко.
● 4. Размножение при помощи мейоза называют …
а) половым, б) бесполым, в) вегетативным.
● 5. Ткань, являющаяся главной опорой организма …
а) мышечная, б) нервная, в) соединительная.
● 6. Какой орган человека имеет наиболее высокую температуру?
а) почки, б) печень, в) сердце.
● 7. В каком возрасте формируются основные терморегуляторные реакции?
а) грудном, б) младенческом, в) подростковом, г) юношеском.
►8. Перечислите органы, составляющие функциональную систему для
ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА
Задания:
3.1. Допишите недостающий термин:
_____________ - процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека и приводящих к повышению сложности организации и взаимодействия всех его систем.
3.2. Заполните таблицу:
П.К.Анохин | |
Разработал «Энергетическое правило скелетных мышц» | |
А. А. Маркосян |
Подпишите типы
телосложения:
3.11.Выберите в тестах по одному верному ответу из предложенных вариантов и запишите их в таблицу:
Номер теста | ||||||||
Правильный ответ |
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
Задания:
4.1. Укажите название частей скелета:
Заполните таблицу
Осанка - это | ||
признаки правильной осанки: | три степени нарушения осанки: | |
1 степень: | 2 степень: | 3 степень: |
4.8. Дайте определение понятиям
Мышцы-____________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Мышечный тонус ____________________________________________________
____________________________________________________________________
Утомление -_________________________________________________________
____________________________________________________________________
Выносливость -______________________________________________________
Мышечная координация -______________________________________________
___________________________________________________________________
4.9.Назовите формы мышц
1 _____________________________________________
2 _____________________________________________
3 _____________________________________________
4 _____________________________________________
5 _____________________________________________
6 _____________________________________________
7 _____________________________________________
8 _____________________________________________
1 .нормальная кость | 4.без мин. веществ | 7. хрупкая |
2. декальцинированная кость | 5.без органических веществ | 8.твердая, прочная, упругая |
3.прокаленная кость | 6.органические + минеральные вещества | 9.мягкаяк, упругая |
4.10. Из каждой колонки выберите по одному соответствующему ответу, начиная с первого, цифровые трехзначные цифры выбранных ответов, запишите последовательно:
_________ ___________ ________
4.11. Из перечня веществ (А-К) выберите правильные ответы на вопросы (1-10)
А. мин. вещества Б. органические вещества В. вода Г. губчатое строение Д. надкостница Е. кость без полости Ж. трубчатое строение З. подвижное соединение И. полуподвижное соединение К. неподвижное соединение | 1. придают кости упругость 2. придают кости твердость 3. придают кости легкость 4. придают кости прочность, твердость и упругость 5. способ соединения костей черепной коробки 6. способ соединения позвонков 7. способ соединения в суставе 8. особенности строения плоских костей 9. растворяются в кислоте 10. сгорают в огне |
ОТВЕТЫ: |
4.12. Выберите правильнее варианты ответов в тестах, ответы оформите виде таблицы
Номер теста | ||||||||
Правильный ответ | ||||||||
Номер теста | ||||||||
Правильный ответ | ||||||||
Номер теста | ||||||||
Правильный ответ |
● 1. Подвижность костей в суставе обеспечивается:
1) надкостницей 3) сухожилиями
2) хрящами и жидкостью 4) костным мозгом
● 2. Какова продолжительность жизни одной костной клетки?
1) 18 лет 2) 25 лет 3) 10 лет
●3. В каком возрасте происходит фиксация поясничного изгиба?
1) 8-10 лет 2) 12-14 лет 3)10-12 лет
●4. До какого возраста у детей сохраняется коническая форма грудной клетки?
1) 1-2 года 2) 5-6 лег 3) 3-4 года
►5. Энергия, необходимая для работы мышц освобождается в процессе:
1) биосинтеза 2) пищеварения 3) распада органических веществ 4) газообмена
● 6. Источником энергии, необходимой для движения, являются:
1) органические вещества 3) минеральные вещества
2) вода и минеральные вещества 4) витамины
● 7. Гиподинамия - это:
1) активный образ жизни 3) пониженная подвижность
2) нарушение осанки 4) повышение работоспособности
● 8. Поперечнополосатая мышечная ткань:
1) расположена во всех внутренних органах 3) образует скелетные мышцы
2) образует стенки кровеносных сосудов 4) выстилает носовые полости
● 9. Миофибриллы представляют собой:
1) тонкие сократительные нити внутри мышечного волокна 3) гладкие мышцы
2) мышечное волокно, 4) разновидность мышечной ткани
● 10. Скелетные мышцы:
1) иннервируются вегетативной нервной системой
2) иннервируются соматической нервной системой
3) сокращаются под влиянием парасимпатического отдела ВНС
4) сокращаются под влиянием симпатического отдела ВНС
● 11. Правильная осанка формируется:
1) сама по себе
2) под влиянием физических упражнений,
3) при контроле за правильным положением тела,
4) под влиянием различных видов работы
● 12. Работа мышц благотворно действует:
1) только на сами мышцы 3) только на кости
2) на весь организм 4) только на сердце
● 13. При малоподвижном образе жизни:
1) повышается работоспособность 3) замедляется процесс старения
2) развивается слабость сердечной мышцы 4) происходит перестройка костей
● 14. Подвижной частью черепа является:
1) носовая кость 3) лобная кость
2) верхняя челюсть 4) нижняя челюсть
● 15. В шейном отделе позвоночник количество позвонков составляет:
1) половину от всего количества позвонков 3) больше половины
2) меньше одной четверти 4) больше одной четверти
● 16. Функцию питания при росте кости в толщину выполняет:
1) желтый костный мозг 3) красный костный мозг
2) надкостница 4) губчатое вещество
● 17. Прочность костей зависит от содержания в них ионов:
1) натрия 3) кальция
2) железа 4) магния
● 18. В костях 5-летнего ребенка, по сравнению с костями старика:
1) Больше минеральных солей, чем органических соединений
2) Больше органических соединений, чем минеральных солей
3) Равное количество органических и неорганических соединений
4) В основном содержатся органические соединения
● 19. Гладкие мышцы желудка сокращаются под влиянием:
1) соматической нервной системы
2) эндокринной системы
3) вегетативной нервной системы эндокринной и соматической систем
►20. Для возникновения мышечного сокращения необходимы ионы:
1) кальция 3) калия
2) магния 4) фосфора
● 21. Наиболее подвижное соединение:
1) лобной и теменной костей
2) позвонков
3) плечевой и локтевой костей
4) ребер с грудиной
Тема 5:
Вставьте пропущенные слова.
Резус-принадлежность крови определяется наличием или отсутствием на поверхности _______________ группы специфических белков-«маркеров», называемых __________________________ (наличие фактора обозначается — _______, отсутствие — _______).
Общая схема кровообращения
Вставьте пропущенные слова
____________________ – эти три пары ____________________ выделяют слюну, которая смачивает и начинает химическую обработку пищи.
Полость рта – полость, в которой происходит _______________________
______________________ В ней расположены зубы, ____________________, и язык, который сминает и распределяет пищу среди зубов.
Печень – жизненно важный орган для организма. Накапливает гликоген, являющийся резервом энергии, и ____________________, необходимую для переваривания жиров.
Желчный пузырь – орган, _________________, который накапливает желчь и подает ее в кишечник.
Поджелудочная железа – железа смешанной секреции, расположенная под желудком, которая выделяет ____________________ и ____________________ - гормон, регулирующий обмен глюкозы.
Аппендикс – маленький червеобразный ____________________, назначение которого неизвестно.
Пищевод – труба, соединяющая ____________________ Мышцы, которые образуют внутренние стенки пищевода, осуществляют сокращения для ____________________.
Желудок - ____________________, расположенный ____________________. Получает пищу уже смоченную слюной и пережеванную, смешивает ее с желудочным соком и проталкивает через привратник в____________________.
Тонкая кишка – часть пищеварительного тракта длиной от ____________________ до ____________________, куда поступают поджелудочный и желудочный соки, желчь, и где всасываются____________________.
Толстая кишка – последняя часть пищеварительного тракта, состоящая из __________________, ободочной кишки и ____________________, где абсорбируется вода из пищи и образуется кал из не переваренных продуктов.
7.9. Назовите функции пищеварительной системы:
7.10. Выберите правильные варианты ответов в тестах (условные обозначения см. стр.3), ответы оформите виде таблицы
Номер теста | ||||||||||||
Правильный ответ | ||||||||||||
Номер теста | ||||||||||||
Правильный ответ | ||||||||||||
· 1. Ферментативное расщепление пищи на простые молекулы питательных веществ в различных отделах пищеварительного тракта – это
1) Абсорбция 2) Переваривание 3) Выделение
· 2. Сколько слоёв имеет стенка пищеварительного канала?
1) Один 2) Три 3)Четыре
· 3. Как называется мышечный орган, образованный поперечнополосатой мышечной тканью?
1) Язык 2) Ротовая полость 3) Глотка
· 4. В каком возрасте появляются молочные зубы?
1) 4-5мес. 2) 6-7мес. 3) 8-9мес.
· 5. Главная химическая лаборатория организма.
1) Поджелудочная железа 2) Печень 3) Селезёнка
· 6. Самая крупная железа в организме человека.
1) Печень 2) Щитовидная железа 3) Поджелудочная железа
►7. Что происходит при нерегулярном питании?
1) Усиливается склонность к накоплению избыточной массы тела
2) Выделяющийся в привычное время желудочный сок скапливается в желудке и
раздражает его стенку, что может вести к ее воспалению.
3) Развитие гастрита
· 8. Какая пища раздражает слизистую оболочку пищевода и желудка, а также вредно действует на печень?
1) Слишком горячая пища 2) Острая пища 3) Слишком жирная пища
· 9. В чём проявляется общее отравляющее действие никотина?
1) В похудании, плохом цвете лица
2) В потери сознания, падении артериального давления
3) В выпадении волос
· 10. С чего начинается пищеварение?
1) с ротовой полости 2) с желудка 3) с прямой кишки
· 11. Какая функция у двенадцатиперстной кишки?
1) перемещение пищи 2) механическое измельчение пищи
3) окончательное переваривание пищи с помощью бактерий
· 12. Прорезывание постоянных зубов заканчивается
1) к 12 годам. 2) к 16 годам. 3) к 14 годам.
· 13. Слюна содержит 99%
1) соляной кислоты 2) воды 3) ферментов
· 14. Акт еды начинается
1) с вида и запаха пищи 2) с пережёвывания пищи
3) с расщепления белков, жиров, углеводов
· 15. Последний орган в пищеварительной системе
1) прямая кишка 2) толстая кишка 3) тощая кишка
· 16. Гидролиз белков катализирует фермент
1) пепсин, 2) липаза, 3) амилаза
· 17. Внутри зуба имеется полость, заполненная мягким веществом
1) дентин, 2) пульпа, 3) коронка
· 18. Длина кишечника взрослого человека составляет:
1) 7-10 м, 2) 10-12 м, 3) 5-8 м
· 19. Нарушение состава микрофлоры кишечника:
1) диарея, 2) дизентерия, 3) дисбактериоз
· 20. Клетки поджелудочной железы, вырабатывающие инсулин - …
1)клетки Купфера 2) островки Лангерганса 3) Пейеровы бляшки
Тема 8.ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПИТАНИЕ
Задания:
8.1. Что входит в понятие рационального питания? _________
_____________________________________________________________
1) _____________________________________________________________
2) _____________________________________________________________
3) _____________________________________________________________
Признаки зрелости плода.
О зрелости родившегося младенца судят по совокупности ряда признаков.
1. Длина (рост) зрелого _____________________ новорожденною в среднем равна 50 см (колеблется от 47 до 57 см), масса 3200-3400 г (колеблется от 2600 до 5000 г и выше).Длина является более постоянной величиной, чем масса, поэтому она вернее отражает степень зрелости плода.
_____________________ больше 47 см учитываются как зрелые; новорожденные длиной меньше 45 см учитываются как незрелые. Определение зрелости или незрелости новорожденных длиной от 45 до 47 см производится в каждом отдельном случае на основании особо тщательного анализа всех признаков.
Заключение о зрелости таких детей производится ______________ и _______________ совместно. При отсутствии данных о росте новорожденного учитывается масса его, причем новорожденный массой ниже 2500 г считается незрелым.
2. У зрелого плода грудка ____________, пупочное кольцо находится на середине между лобком и мечевидным отростком.
3. Кожа зрелого новорожденного ___________________, подкожный жир хорошо развит, на коже остатки ________________________; пушок есть только на плечах и верхней части спинки; длина волос на голове достигает 2 см, ногти заходят за кончики пальцев.
4. Ушные и носовые хрящи ______________.
5. У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек малые половые губы и клитор _______________ большими половыми тубами.
6. Движения зрелого новорожденного активны, крик __________, глаза открыты, он хорошо _____________________.
10.8. Заполните таблицу:
Роды – это | ||
Родовые изгоняющие силы: | ||
Периоды родов | ||
Механизмы родов: | ||
Послеродовый период – это | ||
Плацента – это | ||
Околоплодные воды – это | ||
Пуповина – это | ||
10.9. Влияние на плод курения (вставьте пропущенные слова):
_____________________ при беременности повышает риск рождения ребенка с малой массой тела. Объясняется это тем, что _____________ замедляет маточно-плацентарный кровоток, в результате снижается поступление _____________________________ к плоду. У курящих матерей дети рождаются с массой тела в среднем ______________________, чем у некурящих, и в 2 раза выше вероятность рождения ребенка с массой тела ниже 2500 г. Причем, чем больше беременная женщина курит, тем _________________________ новорожденного. Содержание окиси углерода в тканях плода курящей беременной женщины оказывается даже выше, чем у нее самой. Поэтому никотин может привести к развитию внутриутробной гипоксии плода. ___________________________ никотина на плод усиливается в том случае, когда сочетается с другими факторами риска. Из числа последних особенно значимы _____________________ старше 40 лет, большое число беременностей и родов в анамнезе, а также многоплодная беременность. _______________ проходит через плаценту и одновременно в его присутствии повышается проницаемость плацентарного барьера (фактор прорыва барьера). Поэтому в результате __________________________(ровно как и при пассивном курении, работе на табачном производстве) через плаценту могут проникать к плоду ____________________________________ активные компоненты ______________________.
10.10.Влияние на плод этилового спирта (вставьте слова):
Концентрация __________________________ в крови плода составляет 70-80% от таковой в крови матери, в том числе через плаценту проникают и _____________________ этилового спирта (ацетальдегид). Считается, что именно __________________ обладает наиболее выраженным тератогенным эффектом. Этанол и его метаболиты, проникающие в мозг зародыша, эмбриона и плода вызывают такие изменения метаболизма нервной ткани, которые приводят ___________________________, составляющим главный компонент алкогольных эмбриопатий. В основе подобных дефектов лежат задержки развития нервных клеток и мозга в целом, нарушения связей между нейронами, глубокие нарушения метаболизма и мозга и его микро- и макроструктуры.
Токсическое влияние алкоголя выражается в ______________________________ _____________________________ с последующим снижением массы тела новорожденного, а также замедлении психического развития родившегося ребенка. ______________________________________________– причина многих врожденных пороков и аномалий развития и синдрома алкогольного плода. Повреждение ЦНС новорожденного может иметь место и при употреблении алкоголя матерью в процессе __________________________, так как продукты распада этилового спирта частично выводятся с молоком.
10.11. Дополните предложения:
1.Беременность, двумя или большим числом плодов называется _____________________.
2.Дети, родившиеся при многоплодной беременности, называются _______________.
3.Двойни, образовавшиеся из двух оплодотворенных яйцеклеток, называются _______________________________________
4.Двойни, образовавшиеся из одной яйцеклетки, называются _________________
_________________________
СПОСОБЫ УКРЕПЛЕНИЯ
Задания:
12.1. Продолжите предложения:
Иммунитет – это _____________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Клеточный иммунитет ________________________________________________
____________________________________________________________________
Гуморальный иммунитет ______________________________________________
____________________________________________________________________
Иммунологическая память _____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основной структурной и функциональной единицей специфической иммунной системы является белая кровяная клетка — ___________________
В организме человека одновременно работают две иммунные системы, различающиеся своими возможностями и механизмом действия _______________
_____________________________________
Фагоцитарная реакция осуществляется с помощью специальных лейкоцитов, способных к ___________________
Гипофиз и эпифиз контролируют деятельность вилочковой железы и костного мозга.с помощью пептидных биорегуляторов — _________________________
12.2. Распределите термины с их значениями:
Антитела | А) Антитела, синтезирующиеся в организме при его отравлении токсинами (ядовитыми веществами, продуцируемыми патогенными микроорганизмами). | |
Антиген | Б) Микроорганизм, вещество, продукт питания или другая субстанция (например, пересаженные от другого организма ткани), несущие чужеродную для данного организма информацию, закодированную в структуре молекул белка. | |
Антитоксины | В)Иммунные тела, представляют собой циркулирующие в крови белковые вещества (иммуноглобулины), образующиеся в организме под действием попавших внего чужеродных тел (бактерий, вирусов, белковых частиц и др.), называемых антигенами. |
Вставьте пропущенные слова
В отличие от системы __________________ факторы неспецифической защиты у новорожденных выражены хорошо. Они _______________________ раньше специфических и берут на себя _________________________________________ плода и новорожденного. В околоплодных водах и в крови плода отмечается высокая активность ___________________________ - неспецифического фактора защиты, которая сохраняется до рождения ребенка, а затем снижается. Способность к образованию __________________________ сразу после рождения высока, на протяжении года она снижается, но с возрастом постепенно увеличивается и достигает максимума к 12-18 годам.
12.4. Опишите схему иммунного ответа:
I. ________________________________________________________________;
II. ________________________________________________________________;
III. ________________________________________________________________;
IV. ________________________________________________________________;
V. ________________________________________________________________;
VI. ________________________________________________________________;
VII. ________________________________________________________________;
1 - ____________________________;
2 - ____________________________;
3 - ____________________________.
12.5. Назовите органы иммунной системы:
12.6. Существуют четыре основных типа иммунитета:
естественный пассивный иммунитет __________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
приобретенный пассивный иммунитет — ______________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
естественный активный иммунитет — ________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
приобретенный активный иммунитет — ______________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
12.7. Перечислите неспецифические факторы защиты:
_____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.8 . Почему у детей, воспитывающихся в коллективах, быстрее формируются иммунные реакции? _________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.9. Заполните таблицу:
Признаки ослабленного иммунитета | Причины ослабления иммунитета | способы укрепления иммунитета |
СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
Задания:
13.1. Ответьте на вопросы:
1) Из каких звеньев состоит каждый анализатор? _______________________
_______________________________________________________________
2) Как называют рецепторы анализаторов, воспринимающие раздражение из окружающей среды? _________________________
3) Как называют рецепторы, воспринимающие раздражение из внутренней среды организма? ___________________
4) Назовите важнейшие функциональные особенности анализаторов.
____________________________________________________________________
13.2. Распределите термины с их значениями:
1.Хрусталик | А) Плотная непрозрачная ткань белого цвета толщиной около 1 мм. | |
2. Передней и задней камерами глаза | Б) Отверстие, находящееся в центре радужки. | |
3.Склера, или белочная оболочка | В) Прозрачное эластичное образование, имеющее форму двояковыпуклой линзы. | |
4. Зрачок | Г) Небольшие пространства между роговицей и радужкой, а также между радужкой и хрусталиком. |
13.3. Дополните предложения:
1) Сетчатка имеет сложную многослойную структуру. Она состоит из _______________, ___________ и __________________, отростки которых образуют зрительный нерв.
2) У человека в сетчатке имеется около ________ колбочек и _______ палочек. Палочки и колбочки распределены в сетчатке _____________.
3) __________________— совсем не содержит фоторецепторов и нечувствителен к свету. Это так называемое ____________.
4) Проводящие пути зрительного анализатора разделяют на ____________ и _________________.
5) ________________ — сложный процесс, в котором участвует зрительный центр коры мозга.
13.4. Определите, где имеется нарушение аккомодации:
_________________ _____________ ______________
13.5. Вставьте обозначения «Строение слухового анализатора»:
1. ____________________________
2. ____________________________
3. ____________________________
4. ____________________________
5. ____________________________
6. ____________________________
7. ____________________________
8. ____________________________
9. ____________________________
10. ____________________________
11. ____________________________
12. ____________________________
13.6. Вставьте обозначения «Строение зрительного анализатора»:
1.